» Наши новости: |
31.12.2014 В связи с окончанием срока прав у партнеров, проект временно закрыт, скачивание контента не доступно.
20.12.2010 Абоненты сети МТС могут оплачивать покупки в нашем магазине напрямую со счета своего телефона и о дорогих SMS-ках могут забыть, комиссия всего 1,5%! Для этого выберите вариант оплаты через "Робокассу", и при оплате в разделе "Другие способы оплаты" - "МТС".
|
|
» ТВ-архив онлайн
» Документальные фильмы » Биографический » Энциклопедия. Культура |
Энциклопедия. Мигель де Сервантес
Продолжительность: 7 мин.
Дата ТВ-эфира: 2009-04-23 17:50 Всего передач: 293 [Показать все]
Мировое значение Сервантеса зиждется, главным образом, на его романе "Дон Кихот", полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в "Прологе", это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон нашей душевной деятельности — благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.
Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они — и в этом заключается глубокая психологическая правда, — составляют, однако, одного человека, как одним человеком являются Фауст и Мефистофель тоже при их радикальной противоположности. Дон Кихот и Фауст односторонни в своем идеализме (характер которого, конечно, различен у Сервантеса и Гёте), Санчо-Панса и Мефистофель односторонни в своем реализме; только слитие этихобеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Все симпатии Сервантеса очевидно на стороне бедного рыцаря-идеалиста, каким был он сам (в чём заключается и автобиографическая сторона "Дон Кихота"). Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его — если не вдумываться в их внутренний смысл — вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, "смехом сквозь слезы", который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.
В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония — та ирония, которую, по словам Гейне (в его предисловии к иллюстрированному изданию "Дон Кихота"), "Бог создал и поселил в мире и которой великий поэт подражал в своем печатном маленьком мире". В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь — при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, — заключается одно из лучших выражений этой иронии; Тургенев ("Гамлет и ДонКихот") справедливо усмотрел "глубокий смысл" в последнем приключении этого рода — топтании Дон Кихота незадолго до его смерти стадом свиней: "попирание свиными ногами встречается всегда в жизни Дон Кихотов — именно перед её концом; это последняя дань,которую они должны заплатить грубой случайности, равнодушному и дерзкому непониманию. Это пощёчина фарисея. Потом они могут умереть. Они прошли через весь огонь горнила, завоевали себе бессмертие — и оно открывается пред ними". Тургенев отметил ещё одиночень важный момент в романе — смерть его героя: "в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, "нет, — отвечает умирающий, — все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения".
|
|
|
|
|