» Наши новости: |
31.12.2014 В связи с окончанием срока прав у партнеров, проект временно закрыт, скачивание контента не доступно.
20.12.2010 Абоненты сети МТС могут оплачивать покупки в нашем магазине напрямую со счета своего телефона и о дорогих SMS-ках могут забыть, комиссия всего 1,5%! Для этого выберите вариант оплаты через "Робокассу", и при оплате в разделе "Другие способы оплаты" - "МТС".
|
|
» ТВ-архив онлайн
» Передачи » Культура/искусство |
Опера Борис Годунов
Продолжительность: 228 мин.
Дата ТВ-эфира: 2007-04-28 18:55
28 апреля в 18:55 телеканал "Культура" в прямом эфире показывает мировую премьеру оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов" из Большого театра. Осуществил постановку известный кинорежиссёр Александр Сокуров. Для него "Борис Годунов" стал первой оперной постановкой.
Александр Сокуров работал с музыкантами и снимал фильмы о них. Среди его работ - запрещенный в советское время фильм о Шостаковиче "Альтовая соната" и лента о Галине Вишневской и Мстиславе Ростроповиче "Элегия жизни". Сейчас режиссер впервые обращается кмузыкальному театральному искусству. По словам Сокурова, для него "Борис Годунов" - не просто опера, а полноценный спектакль с хорошей актерской работой, яркими декорациями и выразительными костюмами. В своей режиссуре Сокуров не намерен совершать революций, но он увидел в сюжете новые грани. "Это опера про счастливых людей. Каждый герой оперы достигает того, к чему он стремился. Но счастье и власть вещи несовместимые…", - считает режиссёр.
Опера Мусоргского впервые будет поставлена полностью в авторской редакции, датированной летом 1871 года. В такой версии она никогда раньше не звучала в Большом театре и вообще на оперной сцене. Авторы постановки не утверждают, что их решение единственноверное. Они называют "Бориса Годунова" "оперой-трансформером". Мусоргский сочинял оперу 4 года (с 1868 по 1872) и оставил 7 различных вариантов - законченные сочинения, которые по-разному трактуют произведение Пушкина. Сам композитор менял последовательность сцен и их количество, переносил и дописывал музыкальные фрагменты. Сейчас рукописи Мусоргского хранятся в архивах Российской национальной библиотеки и Центральной музыкальной библиотеки в Санкт-Петербурге. После смерти композитора партитура оперы обрела еще несколько редакций – исполнительских, режиссерских, научных. Самые известные из них – это варианты Н.иколая Александровича Римского-Корсакова и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
К работе над постановкой оперы в Большом театре были приглашены научные консультанты – известные музыковеды Евгений Михайлович Левашев и Наталья Ивановна Тетерина. Они собрали воедино все редакции, нашли недостающие фрагменты, убрали неавторские изменения и предложили Сокурову несколько версий "Бориса Годунова". Евгений Левашев считает: "Использование разрозненных фрагментов из разных редакций неправомерно, так как они зачастую противоречат друг другу. Это был очень распространенный путь в оперной практике, но с научной точки зрения недопустимый. Готовясь к этой премьере, мы обсуждали семь вариантов оперы Мусоргского. Была избрана редакция 1871 года. Однако театральная концепция должна идти вместе с практикой и соответствовать исполнительским, слушательским и эстетическим стандартам современного зрителя. Поэтому эта постановка не вполне соответствует партитуре, и купюры здесь всё же будут".
Какую же версию оперы увидят телезрители телеканала "Культура"? Оркестр будет исполнять оперу в соответствии с оркестровкой самого Мусоргского. "Считалось, что Мусоргский не умел оркестровать музыку, и его принципы распределения голосов между инструментами неудобны для исполнителей, поэтому и возникли все эти оркестровки. Думаю, что и сегодня звучания Мусоргского непривычны для слуха", - считает Александр Ведерников, музыкальный руководитель и дирижер постановки.
Неожиданной для зрителей станет концовка драмы. Не будет заключительной сцены под Кромами, о которой в советское время писали, что в ней "поднимается народное самосознание".
Художником-постановщиком стал Юрий Купер. Художник, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее и в Метрополитен-музее, создал несколько вариантов декораций - мягкие и твердые. Они могут меняться в разных картинах всего за несколько секунд. Различные световые проекции будут изменять цвет и яркость декораций. Известный режиссер и художник Павел Каплевич создал костюмы, которые поражают роскошью и обилием деталей.
Чтобы все художественные эффекты могли быть максимально доступны для восприятия телезрителей, во время прямой трансляции телеканал "Культура" будет вести многокамерную съемку в зале. "Все участники спектакля заинтересованы в том, чтобы прямая трансляциявыражала самое главное - нерв оперы, ее ауру, а не только картинку и звук. Поэтому все мы в этом плане стали союзниками и помогаем друг другу, - рассказывает режиссер прямой трансляции Андрей Владимирович Торстенсен. – Например, Александр Ведерников разрешил поставить в оркестровой яме операторский кран. Это довольно смелый шаг маэстро, ведь такое вторжение на территорию музыкантов может осложнить их работу. Но зато это позволит камере легко двигаться вверх и вниз и давать неожиданные ракурсы". И еще один неожиданный ход: камера будет находиться под потолком, а значит, телезрители увидят даже больше, чем зрители в театре.
|
|
|
|
|