Продолжительность: 26 мин.
Дата ТВ-эфира: 2006-10-26 19:00 Всего передач: 343 [Показать все]
Кинорежиссер Игорь Масленников очень хорошо понимает актера Василия Ливанова, когда тот говорит, что его стали воспринимать и помнить только как Холмса. Понимает режиссер и актрису Елену Сафонову, не любящую картину "Зимняя вишня", в которой она сыграла главную героиню - роль, ставшую визитной карточкой актрисы. Самого Масленникова часто характеризуют в первую очередь как создателя "Приключений Шерлока Холмса" и "Зимней вишни". Эти телевизионные сериалы принесли и режиссеру, и актерам, и композитору Владимиру Дашкевичу всенародную популярность. Хотя сами создатели фильмов не считали и не считают эти работы самыми главными в своей творческой биографии. Игорь Масленников и вовсе считает, что в кино он... случайный человек, хотя иснял уже больше двух десятков фильмов. Один из них, "Сентиментальный роман", по одноименному роману Веры Пановой, телезрители и увидят в эфире в день рождения режиссера Игоря Федоровича Масленникова - 26 октября в 16:35. Также юбиляр ответит на вопросыАндрея Максимова и телезрителей в "Ночном полете" (начало в 19:00).
Игорь Масленников о кинематографе и о себе: Я никогда в жизни не интересовался кинематографом до того, как стал им заниматься. Я всю жизнь - как щепка - плыву по течению и никогда не сопротивляюсь судьбе. Вообще, мне надо было идти в архитекторы, я до сих пор так считаю. За меня стал архитектороммой сын. Я всю жизнь рисовал, с детства, - и хорошо рисовал. Но вместе со своими приятелями, с которыми ходил в литературную студию Дворца пионеров в Ленинграде, оказался на филологическом факультете. И имею хорошее классическое филологическое образование. У нас были отличные профессора: Евгеньев-Максимов, Пропп, Наумов, Макагоненко и многие другие. Параллельно на филфаке существовало отделение журналистики, которое я окончил, совершенно не собираясь быть журналистом: так получилось, что я там оказался. После этого я оказался на Ленинградском телевидении, куда меня направили тоже случайно - по решению обкома комсомола Ленинграда, организовывать молодежное вещание. Но телевизионной журналистикой я тоже не занимался, потому что через некоторое время мне предложили, так как я рисую, оформить детскую передачу "Приключения Жакони" - была такая мартышка. Я оформил этот телевизионный спектакль и, работая уже главным редактором Литдрамвещания, в основном занимался оформлением телевизионных и театральных спектаклей. Я уже работал как сценограф, работал с Товстоноговым, с Владимировым, с Агамирзяном, с Павлом Карловичем Вейсбремом – с самыми лучшими режиссерами Ленинграда. Но я по-прежнему был журналистом. Мне никогда не приходила мысль ни о каком кинематографе.
В это время сняли Хрущева, стало очень сильно "холодать", я подумал, что мне пора бы заняться режиссурой. Когда я работал с Товстоноговым, то у него был особый метод в режиссуре – он как бы выращивал спектакль. Каждый участник этого спектакля чувствовалсебя соавтором. Мне стало казаться, что я ему придумываю спектакли, в меня попал этот страшный вирус режиссуры - но пока не кинорежиссуры. Если бы открылись курсы цирковых режиссеров, эстрадных, еще каких-нибудь, то я бы пошел туда. Но в это время повесили объявление, что на Ленфильме Григорий Михайлович Козинцев открывает мастерскую, режиссерские курсы, куда я и поступил. Конкурс был очень большой, а взяли всего десять человек. Но поскольку я работал с Товстоноговым, то у меня на приемном экзамене играли актеры, с которыми я постоянно общался до этого, - Басилашвили и Юрский. Этюд они сыграли блестяще. Так я оказался в кинематографе - абсолютно случайно. Более того, я по-прежнему еще как-то относился к этому легкомысленно.
Кино - это еще более страшный вирус, чем просто режиссура. Назад дороги нет. Когда мы просмотрели за те два с половиной года, что мы учились, 400 лучших картин мира, когда мы общались с лучшими режиссерами, то тут я и оказался в плену. Я не изменил себев том смысле, что никогда не строю никаких планов, у меня не было никогда никакой цели. Я это рассказываю не для того, чтобы хвалиться, или показаться каким-то чудаком, - я рекомендую так жить. Я рекомендую принимать как дар все, что предлагает судьба. Другое дело, что человек должен как-то отбирать, должна существовать какая-то селекция. Не надо заниматься тем, чем не хочется. Всегда занимайтесь тем, что Вам дарит судьба.
Вот Холмс. Я вовсе не поклонник детективного жанра. Я никогда в жизни не читал этих книжек и сейчас их не читаю, но считаюсь каким-то мэтром детективного жанра. Почему? Поскольку я пришел с телевидения и имел отношение к телевидению, на Ленфильме меня сделали худруком Телевизионного объединения. Два замечательных сценариста, Валерий Дунский и Юлий Фрид, принесли сценарий "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Я как филолог, имеющий классическое филологическое образование, обнаружил одну особенность этого сценария – они впервые открыли образ Ватсона. Почему не получаются картины о Холмсе почти во всем мире? Потому что везде ходит один Холмс. Одного Холмса сыграть нельзя, обязательно должен быть равный партнер. Успех фильмов, которые мы делали втечение восьми лет, не столько в том, что я выбрал Ливанова, - а в Соломине. Соломин поднял роль Ватсона, Холмс и доктор стали партнерами, и все ожило. Но это получилось случайно. Я до сих пор живу по этому принципу. Думаете, почему я стал преподавать во ВГИКе? Думаете, я рвался туда? Ничего подобного! В Ленинграде умер Семен Аранович. А у него был курс в Университете кино и телевидения. Мне сказали, что надо ребятам помочь закончить. Я им помог – из некоторых получились режиссеры. Я должен сказать, что до сих пор получаю гигантское удовольствие от преподавания. Может, это уже признак молодой старости... |
|