Продолжительность: 26 мин.
Дата ТВ-эфира: 2006-09-29 12:25 Всего передач: 7 [Показать все]
1 октября 2006 года – 69 лет со дня рождения народного артиста СССР Олега Николаевича Ефремова, режиссера, педагога и актера. Сложно сказать, где больше раскрылся талант Ефремова – на сцене, в кино или в режиссуре. С 1949 по 1956 год Олег Ефремов был актером и режиссером Центрального детского театра, с 1956 по 1970 – создателем и главным режиссером театра "Современник", с 1970по 2000 год – главным режиссером МХАТа, после раскола театра в 1987 году он руководил МХАТом имени Чехова. Олег Николаевич удостоен трех Государственных премий СССР. Ко дню рождения актера 29 сентября в 12:25 телеканал "Культура" показывает передачу из цикла "Осенние портреты", в которой он рассказывает о своем решении стать артистом, поступлении в театральное, о том, как сложился его путь в профессии. "Когда на душеплохо, на сердце плохо, то тянет не кино посмотреть, а хочется в театр", - говорил Олег Николаевич. Ефремов вспоминает о создании "Современника" и о переходе во МХАТ. Своими мнениями о его уходе из "Современника" делятся Олег Табаков, Галина Волчек, Игорь Кваша. Олег Павлович Табаков признается: "Мне казалось, что мир рухнул. Олег Николаевич был первымсреди нас по любви. Он был признанным и истинным нашим лидером. Когда он ушёл, мне показалось, как же так - 14 лет моей сознательной жизни псу под хвост".
Олег Ефремов рассказывает в "Осенних портретах":
Когда я поступал в Школу-студию после войны, в 1945 году, в мае буквально после дня победы были эти туры, весенний набор – 500 человек на одно место. Сейчас уже таких конкурсов нет в театральные училища. Что значит театр? Что значат все эти знаменитые актеры? Это не что небожители были, но это было самое престижное. Я думаю, не малую роль этот общественный идеал в смысле профессии и дела сыграл в моем решении. Из прозы я читал Короленко. Костюм я надел, который в 1937 году мама увезла от своей сестры Ольги, которая была замужем за начальником треста электропромышленности. Я его надел на экзамен, такой дорогой коричневый. Он на мне был, наверное, как на вешалке. Я постригся наголо. Так что вид был смешной. Сидел весь цвет мхатовских актеров. Я читаю, и все смеются, нога трясется, я всячески пытаюсь, чтобы она не тряслась. Тогда я ещё волновался от публичного творчества. И все сказали: "Хватит-хватит".
У Художественного театра был свой дом отдыха, и там все общение происходило - с Москвиным, следующее лето там Тарханов отдыхал. Я их знал многих. В силу характера или, я не знаю, в силу чего, так получилось, что к концу обучения со мной никто не кланялсяиз педагогов, хотя я играл центральные роли. Когда меня не взяли во МХАТ, позвонил Василий Осипович Панков и предложил преподавать. Теперь я понимаю: повезло, это судьба. Потому что когда я был уже в "Современнике", мы организовали филиал студии. В первом выпуске были очень интересные и талантливые люди, но они попали в такую уже атмосферу движения театра (МХАТа – прим. ред.), когда они ничего не могли поколенческого внести. Из-за этого театр постепенно погружался в застой. И я считаю, что старики единственное, что сделали для спасения театра, это то, что они позвали меня. |
|