Проект Павла Федосеева `Старая Ладога` весьма необычен и обращает на себя внимание, прежде всего тематикой. Она написана под впечатлением от посещения древней русской Святыни - Ладоги с желанием обратить внимание слушателей на древнюю русскую культуру, `вернуться к истокам`, как говорит о своей работе сам композитор. Это очень благородный и необходимый призыв, так как слишком незначительное место русская культура занимает в сознании людей, привыкших последние годы к обилию западной, а забывать о своих корнях - значит утрачивать что-то очень важное.Помимо богатейшей исторической составляющей, крепость Старая Ладога является местом образования русского государства, давшая путь `из варяг в греки` и `из варяг в арабы` - это место, где происходили первые русские сраженияПомимо богатейшей исторической составляющей, крепость Старая Ладога является местом образования русского государства, давшая путь `из варяг в греки` и `из варяг в арабы` - это место, где происходили первые русские сражения, ставшие легендами. Например, легенда о Вещем Олеге, первое восхождение на престол русского царя Рюрика. Это еще и потрясающая по своей красоте, величию и первозданности Природа. Здесь, как говорит П. Федосеев, возникает ощущение `остановившегося времени, бренности бытия,глубокой-глубокой тайны`.Передать тайну не так-то просто музыкальными средствами, которые в данном случае представляют собой электронную музыку. Амбиентные звуки (крик чаек, шум морской волны, детский смех, шорох дождя) органично вплетаются в музыкальную ткань, где помимо довольно энергичных ритмов господствует протяжная, хоть и не похожая на русскую, мелодия. Из-за этого сочетания - энергии ритма и плавности мелодии рождается ощущение пульсирующего, живого спокойствия и отрешения. Эту музыку не назвать медитативной, хотя ее энергетика не агрессивна и погружает в состояние созерцания. Порой в композициях не хватает `русского духа`, музыку заносит в область электроники, да и интонации совершенно не походят на русскую мелодику, свойственную народным песням. Но наряду стакими, не совсем передающими ореол `русской земли`, есть и более удачные - с использованием фольклорного пения, рождающим тот самый, забытый, национальный колорит. Есть также и композиции с православными мотивами, не углубляющиеся в религиозность, но погружающие в состояние глубоких раздумий как раз о бренности бытия и величии вечности.
|